Следующая новость
Предыдущая новость

Домашнее обучение чтению детей с 3 лет

19.02.2019 18:19
Домашнее обучение чтению детей с 3 лет

Обучать детей чтению можно не только с 6 или 7 лет, но и с более раннего возраста. В наше время существует ряд методик обучения чтению уже с 3 лет. Рассмотрим основные принципы обучения чтению по слогам с данного возраста. Соответствующие принципы можно применять и в домашних условиях, при личных занятиях со своими детьми.

Самое важное в данном процессе для столь маленьких детей — отсутствие насилия, зубрёжки и навязчивости. Обучение должно быть увлекательным, проходить в весёлой, занимательной и игровой форме. Необходимо избегать негативных оценок, не торопиться с ожиданием положительных результатов, не сравнивать успехи ребёнка со способностями других детей, регулярно хвалить за успехи. В процессе обучения надо придумывать такие цели и мотивы нужной деятельности, которые будут интересны и положительны для ребёнка. Чтобы обучение не становилось утомительным, лучше проводить его короткими занятиями. И не каждый день, а, например, через день.

С 3 лет может идти уже сам процесс обучения чтению, но предварительную работу надо начинать гораздо раньше. Ведь для начала обучения чтению ребёнок должен знать много слов, иметь хорошую и развитую речь без дефектов. Для этого нужно регулярно беседовать с ребёнком, расспрашивать его о чём-нибудь, учить составлять небольшие рассказы о себе и своей жизни, обсуждать мультики, придумывать рассказы по картинкам. С самого раннего возраста необходимо прививать интерес к чтению и книгам. Желательно иметь дома красивые яркие книги с хорошими иллюстрациями, почаще читать ребёнку детские сказки, стихи и рассказы, рассматривать и обсуждать книжные иллюстрации.

Обучение чтению лучше начинать со знакомства с буквами. Для этого рекомендуется использовать красочные картинки с буквами и рисунками к ним, искать игрушки или вещи, название которых начинается с нужной буквы. Можно придумывать слова на данную букву, искать эту букву среди других букв, находить знакомые буквы в различных надписях, на вывесках магазинов. Для соответствующих игр и заданий будет хорошо иметь кубики с изображениями букв, объёмные буквы из пластмассы. Можно лепить буквы из пластилина, складывать их из счётных палочек, или спичек. Сразу нужно учить и рисовать изучаемые буквы. В столь раннем возрасте детей учат именно рисовать буквы печатным шрифтом, а не писать буквы прописью.

Далее переходят к обучению чтению по слогам. Начинать следует со слогов, состоящих из одних гласных букв. Например: «Ау», — крик человека в лесу; «Иа», — крик ослика. В начале обучения гласные при их чтении надо тянуть, или даже петь. Самое важное при чтении согласных букв — читать именно звук буквы, а не её название. «Б», а не «Бэ»; «П», а не «Пэ». И так далее. Чаще всего с такими маленькими детьми даже не учат названия букв, а сразу изучают их звуки. В целом каждый слог и каждое слово в начале обучения читаются протяжно. Если слог начинается с согласной буквы, можно как бы тянуть и согласные буквы: «Ммма-а»; «Пппа-а». Для обучения слиянию букв в слог можно применять и такой метод. Сначала показывается табличка с одной буквой, ребёнок её читает. Потом она резко убирается. И сразу показывается изображение другой буквы. И ребёнок читает уже другую букву. С помощью протяжного чтения происходит и овладение навыком слияния слогов в слова.

Во втором классе можно использовать ответы к учебнику по русскому языку. Это поможет оставаться в теме, настраивать ребенка на позитивный рабочий лад, выполнять домашнюю работу на 5+.

Для облегчения этого процесса можно использовать слова, написанные под соответствующими картинками. Далее, чтобы уменьшить попытки угадывания, можно расположить отдельно слова из букв и соответствующие изображения. Если это отдельные карточки, ребёнок должен выбрать подходящие друг другу слова и картинки. Если задание расположено на одном листе бумаги, то слова могут быть в одном столбике, а рисунки — в другом столбике. И тогда ребёнок должен провести линии от слов к их изображениям. По мере овладения чтением по слогам постепенно начинают даваться для чтения словосочетания, фразы и простые предложения. Параллельно с обучением чтению происходит и обучение письму, а точнее — рисованию — из букв — слов, из слов — предложения. Знакам препинания на первых порах особого внимания не уделяется. Но при необходимости, без зубрёжки, в доступной форме можно подсказывать и объяснять, где и почему ставятся некоторые знаки препинания. Например. Точка ставится в конце отдельного сообщения. Восклицательный знак выражает восклицание или крик. Вопросительный знак означает вопрос.

Для закрепления навыка рисования букв ребёнку будет очень интересно своими руками сделать открытку и самостоятельно её подписать, чтобы поздравить с чем-нибудь маму, папу, бабушку, дедушку. Разумеется, при осуществлении этого мероприятия взрослые должны давать ребёнку подсказки, ненавязчиво оказывать необходимую помощь.

Последние новости